Генераторы Г3000А и Г3000Б. Руководство - часть 3
Генераторы Г3000А и Г3000Б. Руководство - часть 3

9
6 Текущий ремонт
6.1 При возникновении неисправностей, связанных с работой генератора необходимо выполнить следую-
щее:
6.1.1 Перед снятием генератора с двигателя необходимо:
а) проверить исправность бортовой сети и приборов автомобиля, затяжку резьбовых соединений,
натяжение приводного ремня генератора. При необходимости, убедиться в исправности показывающих
приборов с помощью заведомо исправных.
б) проверить сопротивление цепи, измеренное между выводом, снятым с клеммы «Д» генератора и
массой автомобиля. Сопротивление должно быть не менее 20 Ом.
в) проверить сопротивление цепи, измеренное между выводом, снятым с клеммы «
∼
» генератора и
массой автомобиля. Сопротивление должно быть не менее 25 Ом.
В случае отклонения указанных замеров за требуемые пределы необходимо определить и устра-
нить неисправность бортовой сети автомобиля. Поиск неисправности и ее устранение производить со-
гласно “Руководства по эксплуатации машины”.
6.2 В случае возникновения неисправности по причине выхода из строя генератора для выяснения причин и
ремонта необходимо обратиться на завод-изготовитель или в специализированные сервисные центры.
Перечень возможных неисправностей генератора и способы их устранения приведены в таблице 3.
Таблица 3.
Неисправность,
внешнее проявление
Вероятная причина
Способ устранения
Чрезмерное натяжение приводного рем-
ня.
Отрегулируйте натяжение
приводного ремня.
Задевание лопастей вентилятора о
подшипниковый щит.
Отогните задевающие лопа-
сти вентилятора.
Ослабло крепление шкива.
Затяните гайку, крепящую
шкив на валу генератора.
Повреждены подшипники генератора.
Замените подшипники.
Межвитковое замыкание или замыкание
на массу обмотки статора (вой генера-
тора).
Замените статор.
Шум генератора
Пробой диодов выпрямительного блока
Замените
выпрямительный
блок.
Генератор не дает за-
рядный ток
Обрыв в проводах и нарушение контак-
та в местах соединения, ослабление
приводного ремня.
Найдите и устраните обрыв,
подтяните гайки крепления,
натяните приводной ремень.
Неисправен регулятор напряжения (РН).
Замените регулятор напря-
жения.
Генератор выдает на-
пряжение выше номи-
нального.
Плохой контакт регулятора напряжения
с корпусом.
Зачистите посадочные места
и затяните винты.
Проскальзывание приводного ремня.
Отрегулируйте натяжение
приводного ремня
Неисправен регулятор напряжения.
Замените регулятор напряже-
ния.
Неисправны диоды выпрямителя пита-
ния обмотки возбуждения.
Замените выпрямительный
блок..
Обрыв или межвитковое замыкание в
обмотке статора, замыкание ее на кор-
пус генератора.
Замените статор генератора.
Генератор выдает на-
пряжение ниже номи-
нального
Короткое замыкание на массу выводов
обмотки возбуждения генератора.
Заизолируйте поврежденный
участок.

Чебоксарский завод генераторов ООО “Электром”
10
Продолжение таблицы 3.
Проскальзывание приводного ремня.
Отрегулируйте натяжение
приводного ремня.
Неисправен регулятор напряжения.
Замените регулятор напряже-
ния.
Генератор не отдает
полной мощности (без
аккумуляторной батареи
(АБ) резко снижает на-
пряжение при увеличении
нагрузки, при наличии АБ
- последняя системати-
чески не дозаряжается).
Неисправен один из диодов выпрями-
тельного блока.
Замените выпрямительный
блок.
Проскальзывание приводного ремня.
Отрегулируйте натяжение
приводного ремня.
Колебание силы тока на-
грузки не зависит от по-
требителей
электро-
энергии
Плохой контакт в цепи возбуждения
Проверить цепь возбуждения и
надежность соединения в мес-
тах переходных контактов
Генератор не формирует
сигнал для тахометра
(нулевые показания та-
хометра, но идет заряд
АБ).
Неисправен фильтр-формирователь.
Проверьте работоспособ-
ность тахометра, подключив-
шись к фазному выводу “
∼
”, не
снимая генератор с автомоби-
ля. При нормальной работе от
клеммы “
∼
”, замените фильтр-
формирователь.
6.3 При выявлении неисправностей и их устранении разборку генератора необходимо проводить в сле-
дующем порядке.
Внимание. Работы по демонтажу и монтажу комплектующих генератора необходимо производить с осо-
бой осторожностью, не допуская попадания во внутреннюю полость генератора посторонних предметов.
Внимание. С целью увеличения производительности труда при сборке и разборке генератора рекоменду-
ется использование пневмо- и электроинструмента, при этом необходимо контролировать, чтобы мо-
менты затяжки не превышали значений, указанных в приложении 1.
6.3.1 Отвернуть гайки поз.34, поз.33, снять клемму соединительную поз.54, …
снять с винта поз.47 вывод фильтра (или перемычку поз.39 для модификаций генераторов без фильтра).

Чебоксарский завод генераторов ООО “Электром”
11
Рис. 4 Вывод «В»
Внимание. На отдельных модификациях генератора возможна установка выпрямительных блоков
БПВ 72-140 без вывода “В” на блоке (исполнение выпрямительного блока -02). При этом вывод “В” генера-
тора размещается на пластмассовой крышке (см. рис.4) и к нему подключается вывод “В” регулятора на-
пряжения.
6.3.2 Вывернуть четыре винта поз.55, снять крышку поз.42.
Убедиться в целостности изоляции проводов, в целостности корпуса регулятора напряжения, це-
лостности элементов фильтра-формирователя, в отсутствии посторонних предметов, следов жидкости
и следов пригара, в надежности затяжки резьбовых соединений.
6.3.3 Осмотрев и запомнив (при необходимости разметив) порядок подключения маркированных выводов
катушки, отвернуть гайки поз.51.

Чебоксарский завод генераторов ООО “Электром”
12
6.3.4 Вывернуть винты поз.46 крепления регулятора и снять регулятор напряжения поз.43.
С помощью тестера упрощенно можно проверить работоспособность регулятора напряжения (РН)
в следующем порядке:
а) проверить целостность шунтирующего (защитного) диода измерением сопротивления в пря-
мом и обратном направлении между выводами «F» и «DF». Сопротивление цепи в прямом направлении –
несколько кОм, в обратном – единицы МОм. Если в обоих направлениях сопротивление низкое – диод замк-
нут, если в обоих направлениях сопротивление высокое – обрыв диода.
б) проверить целостность выходного транзистора измерением сопротивления в прямом и обрат-
ном направлениях между выводами «F» и «М» (масса). Без управляющего напряжения на выводе «+В» РН и
без питания РН по выводу «DF», транзистор должен быть закрыт и его сопротивление в прямом и обрат-
ном направлении должно быть в пределах сотен кОм и выше. Если в обоих направлениях сопротивление
низкое – коллекторный переход транзистора замкнут, если в обоих направлениях сопротивление высокое
– коллекторный переход транзистора в обрыве.
в) проверить целостность входных цепей регулятора напряжения. Сопротивление в прямом и об-
ратном направлении между выводами «+B» и «М» (масса) от нескольких единиц до десяти кОм. Если со-
противление менее 1кОм – замыкание входных цепей регулятора напряжения, если более 10кОм –обрыв
входных цепей.
При необходимости, заменить регулятор напряжения на новый и собрать генератор в обратной
последовательности.