Двигатель ЗМЗ 40524.10. Руководство - часть 11

Двигатель ЗМЗ 40524.10. Руководство - часть 11

44

Привод масляного насоса (рис.31) осуществляется парой винтовых шесте-

рен от промежуточного вала 1 привода распределительных валов.

На промежуточном валу с помощью сегментной шпонки 3 установлена и

закреплена фланцевой гайкой ведущая шестерня 2. Ведомая шестерня 7 напрессо-
вана на валик 8, вращающийся в расточках блока цилиндров. В верхнюю часть
ведомой шестерни запрессована стальная втулка 6, имеющая внутреннее шести-
гранное отверстие. В отверстие втулки вставляется шестигранный валик 9, ниж-
ний конец которого входит в шестигранное отверстие валика масляного насоса.

Сверху привод масляного насоса закрыт крышкой 4, закрепленной через

прокладку 5 четырьмя болтами. Ведомая шестерня при вращении верхней торцо-
вой поверхностью прижимается к крышке привода.

Рис.31. Привод масляного насоса:

1 - промежуточный вал; 2 - ведущая шестерня; 3 - шпонка; 4 - крышка; 5 - прокладка; 6 - втулка;
7 - ведомая шестерня; 8 - валик: 9 - шестигранный валик привода масляного насоса

Ведущая и ведомая винтовые шестерни изготовлены из высокопрочного чу-

гуна и азотированы для улучшения их износостойкости. Шестигранный валик из-
готовлен из легированной стали, подвергнут на концах углеродоазотированию
для увеличения твердости и износостойкости. Валик привода 8 стальной, с мест-
ной закалкой опорных поверхностей токами высокой частоты.

45

Масляный фильтр (рис.32) - на двигатель предприятием-изготовителем

устанавливается масляный фильтр уменьшенного объема, который должен быть
заменен при первой смене масла на один из следующих фильтров: 2101С-
1012005-НК-2, 2105С-1012005-НК-2 (ф.«Колан», Украина) или 406.1012005-02,
409.1012005

(ф.«Биг-фильтр»,

г.Санкт-Петербург)

или

406.1012005-01

ф.«Автоагрегат», г.Ливны.

При техническом обслуживании двигателя для замены используйте только

вышеперечисленные фильтры.

Фильтры 2101С-1012005-НК-2, 2105С-1012005-НК-2, 406.1012005-02,

409.1012005 обеспечивают высокое качество фильтрации масла, снабжены филь-
трующим элементом перепускного клапана, который снижает вероятность попа-
дания неочищенного масла в систему смазки при пуске холодного двигателя и
предельном загрязнении основного фильтрующего элемента.

2105С-1012005-НК-2,

2101С-1012005-НК-2

406.1012005-02,

409.1012005

Рис.32. Масляный фильтр:

1 – пружина; 2 – корпус; 3 – фильтрующий элемент перепускного клапана; 4 – перепускной
клапан; 5 – основной фильтрующий элемент; 6 – противодренажный клапан; 7 – крышка;
8 – прокладка

Процесс фильтрования масла в фильтрах 2101С-1012005-НК-2, 2105С-

1012005-НК-2, 406.1012005-02, 409.1012005 происходит следующим образом.

Масло через отверстия в крышке 7 подается под давлением в полость между

наружной поверхностью основного фильтрующего элемента 5 и корпусом 2, про-
ходит через фильтрующую штору элемента 5, очищается и попадает через цен-
тральное отверстие крышки 7 в центральную масляную магистраль.

При предельном загрязнении основного фильтрующего элемента или хо-

лодном пуске, когда масло очень густое и с трудом проходит через основной
фильтрующий элемент, открывается перепускной клапан 4 и масло в двигатель
проходит, очищаясь фильтрующим элементом 3 перепускного клапана.

Противодренажный клапан 6 препятствует вытеканию масла из фильтра

при стоянке автомобиля и последующему масляному голоданию при пуске.

46

Термоклапан (рис.33) – предназначен для автоматического регулирования

подачи масла в масляный радиатор в зависимости от температуры масла и его
давления. На двигателе термоклапан установлен между блоком цилиндров и мас-
ляным фильтром.

В алюминиевом корпусе 3 термоклапана расположены предохранительный

клапан, состоящий из шарика 4 и пружины 5, и перепускной клапан, состоящий из
плунжера 1, управляемого термосиловым датчиком 2, и пружины 10. Клапаны за-
крыты резьбовыми пробками 7 и 8 с уплотнительными прокладками 6 и 9.

Шланг подачи масла в радиатор подсоединяется к штуцеру 11.

Рис.33. Термоклапан:

1 – плунжер; 2 – термосиловой датчик; 3 – корпус термоклапана; 4 – шарик; 5 – пружина шари-
кового клапана; 6 – прокладка; 7, 8 – пробка; 9 – прокладка; 10 – пружина плунжера;
11 – штуцер

Масло под давлением подается от масляного насоса в полость термоклапана

А. При давлении масла выше 0,7…0,9 кгс/см

2

шариковый клапан открывается и

масло поступает в канал Б корпуса термоклапана к плунжеру 1.

При достижении температуры масла 81 ± 2 °С поршень термосилового эле-

мента 2, омываемого потоком горячего масла, преодолевая сопротивление пру-
жины 10, начинает перемещать плунжер, открывая путь потоку масла из канала Б
термоклапана к масляному радиатору.

Шариковый клапан предохраняет трущиеся детали двигателя от излишнего

падения давления масла в системе смазки.

47

Система охлаждения

Система охлаждения (рис.34) - жидкостная, закрытая, с принудительной

циркуляцией охлаждающей жидкости.

Система охлаждения двигателя состоит из рубашек охлаждения блока ци-

линдров 5 и головки цилиндров 1, водяного насоса с электромагнитной муфтой
включения вентилятора 4 и термостата 2.

Вентилятор системы охлаждения крепится к ступице электромагнитной

муфты.

Рис.34. Схема системы охлаждения двигателя:

1 – рубашка охлаждения головки цилиндров; 2 – термостат; 3 – датчик температуры охлажда-
ющей жидкости; 4 – водяной насос с электромагнитной муфтой; 5 - рубашка охлаждения блока
цилиндров; 6 – сливная пробка; 7 - трубка забора охлаждающей жидкости; 8 - патрубок отопи-
теля

Циркуляция охлаждающей жидкости в системе создается центробежным

водяным насосом, приводимым ремнем от коленчатого вала. Насос подает охла-
ждающую жидкость в рубашку охлаждения блока цилиндров, откуда жидкость
поступает в рубашку головки цилиндров и далее в корпус термостата. Термостат
автоматически открывает циркуляцию охлаждающей жидкости через радиатор в
зависимости от температуры.

Через штуцер крышки термостата в расширительный бачок отводится воз-

дух при заполнении системы и возникающий при работе двигателя в системе
охлаждения пар. Слив охлаждающей жидкости из двигателя осуществляется через
пробку 6, расположенную на левой стороне блока цилиндров.

Рассказать друзьям

Страницы