Двигатель ЗМЗ 40524.10. Руководство - часть 11
Двигатель ЗМЗ 40524.10. Руководство - часть 11

44
Привод масляного насоса (рис.31) осуществляется парой винтовых шесте-
рен от промежуточного вала 1 привода распределительных валов.
На промежуточном валу с помощью сегментной шпонки 3 установлена и
закреплена фланцевой гайкой ведущая шестерня 2. Ведомая шестерня 7 напрессо-
вана на валик 8, вращающийся в расточках блока цилиндров. В верхнюю часть
ведомой шестерни запрессована стальная втулка 6, имеющая внутреннее шести-
гранное отверстие. В отверстие втулки вставляется шестигранный валик 9, ниж-
ний конец которого входит в шестигранное отверстие валика масляного насоса.
Сверху привод масляного насоса закрыт крышкой 4, закрепленной через
прокладку 5 четырьмя болтами. Ведомая шестерня при вращении верхней торцо-
вой поверхностью прижимается к крышке привода.
Рис.31. Привод масляного насоса:
1 - промежуточный вал; 2 - ведущая шестерня; 3 - шпонка; 4 - крышка; 5 - прокладка; 6 - втулка;
7 - ведомая шестерня; 8 - валик: 9 - шестигранный валик привода масляного насоса
Ведущая и ведомая винтовые шестерни изготовлены из высокопрочного чу-
гуна и азотированы для улучшения их износостойкости. Шестигранный валик из-
готовлен из легированной стали, подвергнут на концах углеродоазотированию
для увеличения твердости и износостойкости. Валик привода 8 стальной, с мест-
ной закалкой опорных поверхностей токами высокой частоты.

45
Масляный фильтр (рис.32) - на двигатель предприятием-изготовителем
устанавливается масляный фильтр уменьшенного объема, который должен быть
заменен при первой смене масла на один из следующих фильтров: 2101С-
1012005-НК-2, 2105С-1012005-НК-2 (ф.«Колан», Украина) или 406.1012005-02,
409.1012005
(ф.«Биг-фильтр»,
г.Санкт-Петербург)
или
406.1012005-01
ф.«Автоагрегат», г.Ливны.
При техническом обслуживании двигателя для замены используйте только
вышеперечисленные фильтры.
Фильтры 2101С-1012005-НК-2, 2105С-1012005-НК-2, 406.1012005-02,
409.1012005 обеспечивают высокое качество фильтрации масла, снабжены филь-
трующим элементом перепускного клапана, который снижает вероятность попа-
дания неочищенного масла в систему смазки при пуске холодного двигателя и
предельном загрязнении основного фильтрующего элемента.
2105С-1012005-НК-2,
2101С-1012005-НК-2
406.1012005-02,
409.1012005
Рис.32. Масляный фильтр:
1 – пружина; 2 – корпус; 3 – фильтрующий элемент перепускного клапана; 4 – перепускной
клапан; 5 – основной фильтрующий элемент; 6 – противодренажный клапан; 7 – крышка;
8 – прокладка
Процесс фильтрования масла в фильтрах 2101С-1012005-НК-2, 2105С-
1012005-НК-2, 406.1012005-02, 409.1012005 происходит следующим образом.
Масло через отверстия в крышке 7 подается под давлением в полость между
наружной поверхностью основного фильтрующего элемента 5 и корпусом 2, про-
ходит через фильтрующую штору элемента 5, очищается и попадает через цен-
тральное отверстие крышки 7 в центральную масляную магистраль.
При предельном загрязнении основного фильтрующего элемента или хо-
лодном пуске, когда масло очень густое и с трудом проходит через основной
фильтрующий элемент, открывается перепускной клапан 4 и масло в двигатель
проходит, очищаясь фильтрующим элементом 3 перепускного клапана.
Противодренажный клапан 6 препятствует вытеканию масла из фильтра
при стоянке автомобиля и последующему масляному голоданию при пуске.

46
Термоклапан (рис.33) – предназначен для автоматического регулирования
подачи масла в масляный радиатор в зависимости от температуры масла и его
давления. На двигателе термоклапан установлен между блоком цилиндров и мас-
ляным фильтром.
В алюминиевом корпусе 3 термоклапана расположены предохранительный
клапан, состоящий из шарика 4 и пружины 5, и перепускной клапан, состоящий из
плунжера 1, управляемого термосиловым датчиком 2, и пружины 10. Клапаны за-
крыты резьбовыми пробками 7 и 8 с уплотнительными прокладками 6 и 9.
Шланг подачи масла в радиатор подсоединяется к штуцеру 11.
Рис.33. Термоклапан:
1 – плунжер; 2 – термосиловой датчик; 3 – корпус термоклапана; 4 – шарик; 5 – пружина шари-
кового клапана; 6 – прокладка; 7, 8 – пробка; 9 – прокладка; 10 – пружина плунжера;
11 – штуцер
Масло под давлением подается от масляного насоса в полость термоклапана
А. При давлении масла выше 0,7…0,9 кгс/см
2
шариковый клапан открывается и
масло поступает в канал Б корпуса термоклапана к плунжеру 1.
При достижении температуры масла 81 ± 2 °С поршень термосилового эле-
мента 2, омываемого потоком горячего масла, преодолевая сопротивление пру-
жины 10, начинает перемещать плунжер, открывая путь потоку масла из канала Б
термоклапана к масляному радиатору.
Шариковый клапан предохраняет трущиеся детали двигателя от излишнего
падения давления масла в системе смазки.

47
Система охлаждения
Система охлаждения (рис.34) - жидкостная, закрытая, с принудительной
циркуляцией охлаждающей жидкости.
Система охлаждения двигателя состоит из рубашек охлаждения блока ци-
линдров 5 и головки цилиндров 1, водяного насоса с электромагнитной муфтой
включения вентилятора 4 и термостата 2.
Вентилятор системы охлаждения крепится к ступице электромагнитной
муфты.
Рис.34. Схема системы охлаждения двигателя:
1 – рубашка охлаждения головки цилиндров; 2 – термостат; 3 – датчик температуры охлажда-
ющей жидкости; 4 – водяной насос с электромагнитной муфтой; 5 - рубашка охлаждения блока
цилиндров; 6 – сливная пробка; 7 - трубка забора охлаждающей жидкости; 8 - патрубок отопи-
теля
Циркуляция охлаждающей жидкости в системе создается центробежным
водяным насосом, приводимым ремнем от коленчатого вала. Насос подает охла-
ждающую жидкость в рубашку охлаждения блока цилиндров, откуда жидкость
поступает в рубашку головки цилиндров и далее в корпус термостата. Термостат
автоматически открывает циркуляцию охлаждающей жидкости через радиатор в
зависимости от температуры.
Через штуцер крышки термостата в расширительный бачок отводится воз-
дух при заполнении системы и возникающий при работе двигателя в системе
охлаждения пар. Слив охлаждающей жидкости из двигателя осуществляется через
пробку 6, расположенную на левой стороне блока цилиндров.