Двигатель ЗМЗ 40524.10. Руководство - часть 21
Двигатель ЗМЗ 40524.10. Руководство - часть 21
84
РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯ
Необходимость в капитальном ремонте двигателя наступает после пробега
200…250 тыс.км в зависимости от условий эксплуатации. К этому пробегу зазоры
достигают величин, вызывающих падение мощности, уменьшение давления масла
в масляной магистрали, резкое увеличение расхода масла, чрезмерное дымление
двигателя, повышенный расход топлива. Также могут возникать стуки при работе
двигателя вследствие ударной работы предельно изношенных деталей.
Ориентировочно зазоры в сопряжении основных деталей вследствие износа
не должны превышать следующих величин, мм:
юбка поршня - цилиндр блока ................................................................ 0,25
поршневое кольцо - канавка в поршне (по высоте) .............................. 0,15
поршень - поршневой палец ................................................................. 0,015
замок поршневого кольца .......................................................................... 1,5
втулка шатуна - поршневой палец ......................................................... 0,03
шатунные и коренные подшипники - шейки коленчатого вала .......... 0,15
стержень клапана – втулка ...................................................................... 0,20
шейки распределителных валов – опоры в головке цилиндров .......... 0,20
осевой люфт коленчатого вала ............................................................... 0,36
Работоспособность двигателя может быть восстановлена заменой изношен-
ных деталей новыми, стандартного размера или обработкой изношенных деталей
до ремонтных размеров и применением сопряженных с ними новых деталей ре-
монтного размера.
Для этой цели выпускаются поршни, поршневые кольца, вкладыши шатун-
ных и коренных подшипников коленчатого вала, полушайбы упорного подшип-
ника коленчатого вала ремонтных размеров.
Разборка двигателя
Двигатели, поступающие в ремонт, должны быть тщательно очищены от
грязи. Разборку двигателя, как и сборку, рекомендуется производить на стенде,
позволяющем устанавливать двигатель в положениях, обеспечивающих свобод-
ный доступ ко всем деталям во время разборки и сборки.
Разборку и сборку двигателей необходимо производить инструментом со-
ответствующего размера (гаечные ключи, съемники, приспособления), рабочая
поверхность которых должна быть в хорошем состоянии.
Необходимые специальные инструменты и приспособления для разборки
двигателя приведены в приложении 7.
При индивидуальном методе ремонта детали, пригодные для дальней-
шей работы, должны быть установлены на свои прежние места. Для этого
такие детали как поршни, поршневые пальцы, поршневые кольца, шатуны,
вкладыши, клапаны, гидротолкатели и др., при снятии их с двигателя, необ-
ходимо маркировать любым способом, не вызывающим порчу деталей (кер-
нение, надписывание, прикрепление бирок и др.), или укладывать их на
стеллажи с пронумерованными отделениями в порядке, соответствующем их
расположению на двигателе.
85
При обезличенном методе ремонта двигателей надо помнить, что крышки
шатунов с шатунами, крышки коренных подшипников с блоком цилиндров,
крышки опор распределительных валов с головкой цилиндров обрабатываются в
сборе и поэтому их разукомплектовывать нельзя.
В гидронатяжителях разукомплектация корпуса с плунжером не допускает-
ся.
Перед тем, как приступить к разборке основных механизмов двигателя,
необходимо снять навесное оборудование: стартер, автоматический механизм
натяжения, ремень привода агрегатов, генератор, датчики.
Ослабить натяжение ремня привода водяного насоса, для чего повернуть по
часовой стрелке подвижный рычаг с роликом автоматического механизма натя-
жения ключом за болт ролика и зафиксировать положение рычага штифтом (Ø 4
мм, длина не менее 50 мм). Снять ремень привода водяного насоса.
Отвернуть винт крепления автоматического механизма натяжения и снять
автоматический механизм.
Установить двигатель на стенд.
Разборка механизмов двигателя:
- снять картер сцепления;
- снять сцепление;
- снять дроссель;
- снять ресивер;
- снять впускную трубу;
- снять экран выпускного коллектора;
- снять выпускной коллектор;
- снять трубку забора охлаждающей жидкости;
- снять катушки зажигания;
- вывернуть свечи;
- снять шланги и трубку вентиляции картера;
- снять крышку клапанов;
- снять переднюю крышку головки цилиндров;
- снять верхний и средний успокоители цепи;
- снять крышку верхнего гидронатяжителя цепи и вынуть гидронатяжитель
с шумоизоляционной прокладкой и адаптером (при его наличии);
- отвернуть болт крепления звездочки впускного распределительного вала,
удерживая ключом распределительный вал от проворачивания и снять звездочку;
- снять крышки распределительных валов, проверив правильность меток на
них;
- снять цепь со звездочки выпускного распределительного вала и вынуть
распределительные валы;
- ослабить хомуты шланга корпуса термостата;
- снять термостат с корпусом;
- отвернуть болты крепления головки цилиндров;
- снять головку цилиндров. Если нет необходимости в разборке и ремонте
термостата, ресивера, впускной трубы, выпускного коллектора и головки цилин-
дров, головка цилиндров может быть снята вместе с этими узлами;
- с помощью присоски или магнита вынуть гидротолкатели из головки;

86
- отвернуть масляный фильтр;
- отвернуть штуцер масляного фильтра и снять термоклапан с прокладкой.
Повернуть двигатель на стенде масляным картером вверх.
- снять усилитель картера сцепления;
- снять масляный картер. Для страгивания масляного картера рекомендуется
использовать специальную оправку;
- снять масляный насос;
- снять крышки шатунов вместе с вкладышами;
- вынуть поршни вместе с шатунами. Перед разборкой шатунно-поршневой
группы проверить правильность меток на шатунах и их крышках, а также их со-
ответствие порядковым номерам цилиндров;
- отвернуть стяжной болт коленчатого вала и снять шкив-демпфер коленча-
того вала с помощью специального съемника (рис.47);
Рис.47. Снятие шкива-демпфера коленчатого вала:
1 - шкив-демпфер; 2 - специальный съемник
- снять шпонку шкива-демпфера коленчатого вала;
- снять крышку нижнего гидронатяжителя цепи и вынуть гидронатяжитель
с шумоизоляционной прокладкой и адаптером (при его наличии);
- снять водяной насос;
- снять крышку цепи. Если нет необходимости в замене водяного насоса,
крышка цепи может быть снята с ним;
- отогнуть углы стопорной пластины болтов крепления звездочек промежу-
точного вала, отвернуть болты, снять звездочки и цепь;
- снять втулку и уплотнительное резиновое кольцо с переднего конца ко-
ленчатого вала;
- спрессовать звездочку с переднего конца коленчатого вала с помощью
специального съемника (рис.48), вынуть шпонку звездочки;

87
Рис.48. Снятие звездочки коленчатого вала:
1 - съемник; 2 - оправка; 3 - шпонка; 4 - звездочка коленчатого вала
- отвернуть болты фланца промежуточного вала.
Повернуть двигатель на стенде плоскостью крепления головки цилиндров
вверх.
- снять крышку привода масляного насоса и вынуть шестигранный валик и
привод масляного насоса;
- завернуть болты крепления звездочек в промежуточный вал, удерживая
вал за болты, отвернуть гайку и снять с промежуточного вала шестерню привода
масляного насоса;
- вынуть промежуточный вал, вывернуть болты;
- снять с помощью приспособления и съемника подшипник первичного вала
из маховика (рис.49);