Двигатель ЗМЗ 40524.10. Руководство - часть 29

Двигатель ЗМЗ 40524.10. Руководство - часть 29

116

Сборка насоса:

- установить плунжер, пружину, шайбу редукционного клапана в отверстие

в приемном патрубке и закрепить шплинтом. Шайбу следует устанавливать, сня-
тую при разборке насоса, так как она является регулировочной;

- установить в корпус масляного насоса валик в сборе с ведущей шестерней

и проверить легкость его вращения;

- установить в корпус ведомую шестерню и проверить легкость вращения

обеих шестерен;

- установить перегородку, приемный патрубок и привернуть к корпусу тре-

мя винтами с шайбами;

- установить сетку, каркас сетки и завальцевать усы каркаса на края прием-

ника масляного насоса.

Сборка двигателя

Подготовка к сборке

Оборудование и организация работ в производственном помещении

должны исключать наличие пыли, грязи в зоне рабочего места для сборки
двигателя. Стеллажи, рабочий инструмент, спецодежда рабочего должны ис-
ключать загрязнение двигателя в процессе его сборки. Детали и узлы при
установке на двигатель должны быть чистыми, без следов коррозии, грязи,
пыли, волосовин и ниток от ткани. Распаковывать детали и расконсервиро-
вать следует только непосредственно перед установкой их на двигатель.

Перед сборкой двигателя необходимо все его детали очистить от нагара и

смолистых отложений.

Нельзя промывать в щелочных растворах детали, изготовленные из алюми-

ниевых сплавов (головку цилиндров, поршни, крышки и др.), так как эти раство-
ры разъедают алюминий.

Для очистки деталей от нагара рекомендуются следующие растворы:
для алюминиевых деталей:
сода (Na

2

СО

3

), г .................................................................................... 18,5

мыло (зеленое или хозяйственное), г ................................................. 10,0
жидкое стекло, г ..................................................................................... 8,5
вода, л ...................................................................................................... 1,0
для стальных и чугунных деталей:
каустическая сода (NаОН), г .................................................................. 25
сода (Na

2

СO

3

), г ....................................................................................... 33

мыло (зеленое или хозяйственное), г ................................................... 8,5
жидкое стекло, г ..................................................................................... 1,5
вода, л ......................................................................................................... 1

117

При сборке двигателя необходимо соблюдать следующие условия:
1. Протереть все детали чистой салфеткой и продуть сжатым воздухом, а

все трущиеся поверхности (поверхности цилиндров, вкладыши и шейки коленча-
того вала, опоры распределительного вала в головке цилиндров и шейки вала и
т.п.) смазать чистым моторным маслом, применяемым для двигателя.

2. Осмотреть детали перед постановкой на место (нет ли трещин, сколов,

забоин и других дефектов), проверить надежность посадки запрессованных в них
других деталей. Дефектные детали подлежат ремонту или замене на новые.

3. Нанести на резьбовые части деталей и узлов, выходящие в полость мас-

ляной магистрали и в полость системы охлаждения, а также некоторые ответ-
ственные соединения (болты башмаков, успокоителей и т.п. - см. по тексту), анаэ-
робный герметик «Фиксатор-6» (или «Техногерм-5», «Гермикон-2К») для надеж-
ной герметизации и стопорения соединения. Можно применять сурик или белила,
разведенные на натуральной олифе. Перед нанесением герметика поверхность
очистить и обезжирить. Все неразъемные соединения, например, заглушки блока
цилиндров и т.п. должны ставиться на нитролаке.

4. Рекомендуется устанавливать новые уплотнительные прокладки. Допус-

кается повторная затяжка прокладки крышки клапанов при обеспечении герме-
тичности.

5. К постановке на двигатель не допускаются:

- шплинты, шплинтовочная проволока и стопорные пластины, бывшие в

употреблении;

- пружинные шайбы, потерявшие упругость;

- поврежденные прокладки;

- детали, имеющие на резьбе более двух забитых или сорванных ниток;

- болты и шпильки с вытянутой резьбой;

- болты и гайки с изношенными гранями.

6. Размеры сопрягаемых деталей, а также зазоры и натяги в сопряжениях

при сборке двигателя и его узлов приведены в приложении 3. При сборке двига-
теля соблюдать моменты затяжки резьбовых соединений, приведенные в прило-
жении 4.

7. Необходимые специальные инструменты и приспособления для сборки

двигателя приведены в приложении 7.

Порядок операций сборки

Очистить все привалочные поверхности блока цилиндров от прилипших и

порванных при разборке прокладок.

Закрепить блок цилиндров на стенде (рис.66), внимательно осмотреть зер-

кало цилиндров, при необходимости следует снять шабером неизношенный поя-
сок над верхним компрессионным кольцом. Металл следует снимать вровень с
изношенной поверхностью цилиндра.

118

Вывернуть пробки масляного канала и продуть все масляные каналы сжа-

тым воздухом. Завернуть пробки на место.

Подсобрать коленчатый вал, для чего вывернуть пробки грязеуловителей

шатунных шеек и удалить из них отложения, промыть и продуть воздухом, поста-
вить пробки на место, затянуть их моментом 37...51 Н·м (3,8...5,2 кгс·м). Для
надежного стопорения на резьбу пробок нанести анаэробный герметик «Стопор-
9» или аналогичный (или «Гермикон-9», «Euroloc 6638»).

Проверить состояние рабочих поверхностей коленчатого вала. Забоины, за-

диры и другие наружные дефекты не допускаются.

Протереть салфеткой постели под вкладыши в блоке и в крышках коренных

подшипников.

Установить в постели блока вкладыши коренных подшипников верхние (с

канавками и отверстиями), а в постели крышек - нижние (без канавок), протереть
вкладыши салфеткой и смазать их маслом для двигателя.

Протереть салфеткой коренные и шатунные шейки коленчатого вала, сма-

зать их чистым маслом и установить коленчатый вал в блок цилиндров.

Смазать моторным маслом и установить полушайбы упорного подшипника,

ориентируя их поверхностью с канавками в сторону коленчатого вала:

– верхние - в проточки третьей коренной постели;
– нижние - вместе с крышкой третьего коренного подшипника. Выступы

нижних полушайб должны зайти в пазы крышки.

Внимание!
Пластмассовые полушайбы подлежат установке только в передние

(ближайшие к переднему торцу блока цилиндров) проточки коренной посте-
ли и крышки опоры, ориентируя поверхностью с канавками к щеке колен-
чатого вала.

Установить крышки остальных опор на соответствующие коренные шейки,

завернуть и затянуть болты крепления крышек коренных подшипников моментом
98...107, 9 Н·м (10...11 кгс·м) (рис.67).

На нижних поверхностях 1, 2 и 4 коренных крышек выбиты их поряд-

ковые номера. На нижней поверхности крышки третьей коренной опоры
расположено резьбовое отверстие для крепления держателя масляного насо-
са, а на боковых поверхностях – проточки и пазы для установки полушайб.
Крышки коренных опор устанавливаются согласно их нумерации, ориенти-
руясь так, чтобы пазы под ус вкладыша в крышке и блоке располагались с
одной стороны.

Рис.66. Установка блока цилиндров

на стенд

Рис.67. Установка крышек

коренных подшипников

Провернуть коленчатый вал, вращение его должно быть свободным при не-

большом усилии.

Проверить осевой зазор коленчатого вала (рис.68), который должен быть не

более 0,36 мм. Для неизношенных коленчатого вала и полушайб упорного под-
шипника зазор составляет 0,06…0,27 мм. При превышении осевого зазора макси-
мально допустимой величины заменить упорные полушайбы на новые или ре-
монтные, увеличенной на 0,13 мм толщины, и вновь замерить осевой зазор. Если
при замере он окажется более 0,36 мм, заменить коленчатый вал.

Рис.68. Проверка осевого зазора коленчатого вала:

1 – коленчатый вал; 2 – полушайба упорного подшипника коленчатого вала нижняя; 3 – полу-
шайба упорного подшипника коленчатого вала верхняя; 4 – индикатор; 5 - штатив

Взять сальникодержатель с сальником заднего конца коленчатого вала, про-

верить пригодность сальника к дальнейшей работе. Если сальник имеет изношен-
ную рабочую кромку или слабо охватывает фланец коленчатого вала - заменить
его новым.

Запрессовку сальника в сальникодержатель рекомендуется производить при

помощи оправки (рис.69). Сальник должен быть установлен пыльником наружу
двигателя, рабочей кромкой, охватываемой пружиной, внутрь. Перед запрессов-
кой на наружную поверхность сальника нанести смазку Литол-24, для облегчения
запрессовки.

Рассказать друзьям

Страницы