Двигатель ЗМЗ 40524.10. Руководство - часть 33
Двигатель ЗМЗ 40524.10. Руководство - часть 33

132
Рис.79. Схема установки крышек распределительных валов
Смазать все кулачки распределительных валов моторным маслом и прове-
рить вращение каждого распределительного вала в опорах, для чего провернуть
распределительный вал ключом за специальный четырехгранник на распредели-
тельном валу до положения полного сжатия пружин клапанов одного из цилин-
дров. При дальнейшем повороте распределительный вал должен самостоятельно
провернуться под действием клапанных пружин до положения касания следую-
щих кулачков с толкателями.
После проверки легкости вращения распределительных валов поворотом
сориентировать их так, чтобы установочные штифты под звездочки располагались
ориентировочно горизонтально и были направлены в разные стороны. Данные
положения распределительных валов являются устойчивыми и обеспечиваются
угловым расположением кулачков.
Установку углового положения распределительных валов начинать с вы-
пускного вала. Для этого, накинув на звездочку выпускного распределительного
вала (с одной установочной меткой) приводную цепь, установить звездочку на
фланец и штифт распределительного вала, при этом для совпадения штифта и от-
верстия на звездочке повернуть распределительный вал за четырехгранник по ча-
совой стрелке.
Поворотом выпускного распределительного вала против часовой стрелки
натянуть ведущую ветвь цепи, при этом метка на звездочке должна совпасть с
верхней плоскостью головки цилиндров. При этом коленчатый вал должен оста-
ваться неподвижным.
Для угловой установки впускного распределительного вала накинуть на
звездочку впускного распределительного вала (с двумя установочными метками –
для привода распределительных валов с зубчатыми цепями) приводную цепь,
установить звездочку на фланец и штифт распределительного вала при слегка
провисшей ветви цепи между звездочками.
Поворотом впускного распределительного вала против часовой стрелки
натянуть цепь, при этом метки на звездочке должна совпасть с верхней плоско-
стью головки цилиндров.
Установить и завернуть моментом 54,9…60,8 Н·м (5,6…6,2 кгс·м) болты
крепления звездочек, удерживая распределительные валы от проворачивания
ключом за четырехгранник.
133
Установить гидронатяжитель верхней цепи привода распределительных ва-
лов аналогично установке гидронатяжителя нижней цепи.
Установить средний и верхний успокоители цепи, не заворачивая болты
крепления окончательно, нанеся предварительно на резьбу болтов анаэробный
герметик «Фиксатор-6».
Поворотом коленчатого вала двигателя по ходу вращения натянуть рабочие
ветви цепи второй ступени и окончательно закрепить средний и верхний успокои-
тели цепи.
Установить втулку на передний конец коленчатого вала вплотную к звез-
дочке, ориентируя большой внутренней фаской к уплотнительному резиновому
кольцу.
Напрессовать с помощью специального приспособления шкив-демпфер на
передний конец коленчатого вала до упора, совместив шпоночный паз шкива-
демпфера со шпоночным пазом коленчатого вала.
Запрессовать призматическую шпонку в шпоночный паз переднего конца
коленчатого вала и шкива-демпфера.
Завернуть стяжной болт коленчатого вала и затянуть моментом 166,6...196,0
Н·м (17...20 кгс·м).
По окончании сборки произвести контроль установки распределительных
валов. Для этого провернуть коленчатый вал двигателя по ходу вращения на два
оборота до совпадения метки (риски) на демпфере шкива коленчатого вала с вы-
ступом на крышке цепи. При этом метки на звездочках распределительных валов
должны совпасть с верхней плоскостью головки цилиндров.
При ремонте двигателя, связанном со снятием распределительных валов,
головки цилиндров и звездочек на промежуточном валу установку привода рас-
пределительных валов при сборке производить как указано выше.
В случае, если при ремонте не снимаются звездочки промежуточного вала и
крышка цепи, то перед разборкой необходимо установить поршень 1-го цилиндра
в положение ВМТ на такте сжатия, при этом метка на шкиве-демпфере коленча-
того вала должна совпасть с выступом на крышке цепи, а метки на звездочках
распределительных валов должны быть расположены горизонтально, направлены
в разные стороны и совпадать с верхней плоскостью головки цилиндров.
После снятия распределительных валов и головки цилиндров поворот ко-
ленчатого вала может быть только с возвратом в исходное положение или с пово-
ротом на 2 оборота коленчатого вала. Поворот коленчатого вала на 1 оборот
даже при совпадении меток на шкиве и крышке цепи приведет к неправиль-
ной установке фаз газораспределения. При неправильной установке распреде-
лительных валов и звездочек метки на звездочках не будут совпадать с верхней
плоскостью головки цилиндров. В этом случае необходимо снять звездочки, про-
вернуть коленчатый вал по ходу вращения на 1 оборот и повторить установку
звездочек как указано выше.
134
Последующие операции по сборке двигателя
Установить и закрепить переднюю крышку головки цилиндров с проклад-
кой.
Установить корпус термостата в шланг термостата и закрепить корпус тер-
мостата с прокладкой к головке цилиндров, затянуть хомуты шланга.
При необходимости установки трубки указателя уровня масла нанести на
поверхность нижнего конца трубки указателя уровня масла анаэробный герметик
«Loctite-638» или «Euroloc 6638». Запрессовать трубку указателя уровня масла в
отверстие блока цилиндров до упора и установить указатель.
Установить выпускной коллектор с прокладкой и задний кронштейн подъ-
ема двигателя на шпильки головки цилиндров. Наживить и затянуть все, кроме
последней, гайки крепления коллектора.
Установить на штуцер водяного насоса шланг, соединяющий насос с труб-
кой забора охлаждающей жидкости, и закрепить хомутом.
Надеть на трубку забора охлаждающей жидкости скобу. Вставить трубку
забора охлаждающей жидкости в шланг, надетый на штуцер водяного насоса, и
надеть скобу на последнюю шпильку коллектора. Закрепить скобу затяжкой гайки
и затянуть хомут шланга.
Установить теплоизоляционный экран на шпильки выпускного коллектора
и закрепить гайками.
Установить пробку или краник слива охлаждающей жидкости, предвари-
тельно нанеся на резьбу анаэробный герметик «Фиксатор-6» или силиконовый
герметик «Юнисил-Н70».
Установить и закрепить крышку клапанов с прокладкой крышки и уплотни-
телями свечных колодцев. Болты крышки клапанов завернуть моментом 4,9...6,9
Н·м (0,5...0,7 кгс·м) в последовательности в соответствии с рис.80.
Установить на крышку клапанов держатель колодки датчика синхронизации
и держатели скоб.

135
двигатели ЗМЗ-40524.10
экологического класса 3
двигатели ЗМЗ-40524.10
экологического класса 4
Рис.80. Последовательность затяжки болтов крышки клапанов
Установить штуцер датчиков давления масла в отверстие головки цилин-
дров, предварительно нанеся на резьбовую часть штуцера анаэробный герметик
«Фиксатор-6».
Установить и закрепить верхний кронштейн генератора с передним крон-
штейном подъема двигателя (двигатель без компрессора кондиционера).
Установить и закрепить кронштейн крепления агрегатов с передним крон-
штейном подъема двигателя (двигатель с компрессором кондиционера).
Установить и закрепить патрубок отопителя с прокладкой болтами к блоку
цилиндров, предварительно нанеся на резьбу болтов патрубка анаэробный герме-
тик «Фиксатор-6».
Установить и закрепить впускную трубу с прокладкой к головке цилиндров.
Установить ресивер с прокладкой на шпильки впускной трубы и закрепить
гайками и болтами, предварительно нанеся на резьбу болтов анаэробный герме-
тик «Фиксатор-6».
Закрепить ресивер к головке цилиндров посредством двух угловых крон-
штейнов.