Двигатель ЗМЗ 40524.10. Руководство - часть 34

Двигатель ЗМЗ 40524.10. Руководство - часть 34

136

Двигатели ЗМЗ-40524.10 экологического класса 3:
Установить трубку вентиляции с угловым шлангом вентиляции и шланг ма-

лой ветви вентиляции.

Двигатели ЗМЗ-40524.10 экологического класса 4:

- установить прямой шланг вентиляции на патрубки ресивера и клапана

разрежения крышки клапанов;

- надеть на конец трубки вентиляции с обратным клапаном угловой шланг

вентиляции. Установить угловой шланг на патрубок крышки клапанов.

Установить и закрепить ведомый и нажимной диски сцепления, центрируя

ведомый диск с помощью специальной оправки. В качестве оправки можно ис-
пользовать первичный вал КПП. Болты нажимного диска завернуть последова-
тельно в несколько этапов для исключения перекоса нажимного диска до момента
19,6…24,5 Н·м (2,0…2,5 кгс·м).

Порядок установки навесного оборудования на двигатель

1. Смазать резиновые уплотнительные кольца форсунок чистым моторным

маслом, установить топливопровод концами форсунок в отверстия впускной тру-
бы и завернуть болты топливопровода.

2. Установить датчик сигнализатора аварийного давления масла в головку

цилиндров, предварительно нанеся на резьбовую часть датчика анаэробный гер-
метик «Фиксатор-6».

3. Установить автоматический механизм натяжения ремня со штифтом на

крышке цепи таким образом, чтобы отогнутый язычок механизма зашел в отвер-
стие крышки цепи, и завернуть винт крепления механизма натяжения, предвари-
тельно нанеся на резьбу винта силиконовый герметик «Юнисил Н70». Установить
ремень на шкивы коленчатого вала, водяного насоса, генератора и насоса ГУР
(при его наличии). Повернуть по часовой стрелке на небольшой угол подвижный
рычаг механизма с роликом ключом за болт ролика, вынуть штифт и освободить
ролик. Ремень натянется автоматически.

4. Установить в отверстие головки цилиндров датчик фазы и закрепить его

болтом, предварительно смазав уплотнительное кольцо датчика чистым мотор-
ным маслом. Фланец датчика должен плотно прилегать к поверхности головки
цилиндров до закрепления болтом. Установить колодку датчика в держатель ко-
лодки на крышке клапанов.

5. Установить датчик синхронизации в отверстие прилива крышки цепи.

Провод датчика уложить в скобу, закрепленную нижним болтом крышки нижнего
гидронатяжителя, разъем установить в держатель на крышке клапанов.

6. Установить датчик детонации и закрепить гайкой с пружинной шайбой.

7. Установить и закрепить к ресиверу дроссель с прокладкой.

137

8. Завернуть свечи зажигания. Свечи устанавливать легким вращением

ключа, во избежание заворачивания не по резьбе, затем затягивать моментом
20,0…30,0 Н·м (2,1…3,1 кгс·м).

9. Установить катушки зажигания и закрепить гайками.

10. Ввернуть датчик температуры охлаждающей жидкости в корпус термо-

стата, предварительно нанеся на резьбовую часть датчика анаэробный герметик
«Фиксатор-6».

11. Установить термоклапан с прокладкой и закрепить термоклапан штуце-

ром масляного фильтра.

12. Установить масляный фильтр. Перед установкой фильтра смазать мо-

торным маслом резиновую прокладку фильтра. Навернуть фильтр на штуцер до
касания резиновой прокладкой фильтра термоклапана и затем довернуть рукой на
¾ оборота.

13. Надеть на болт крепления генератора втулку крепления генератора.

Совместить отверстия в верхнем кронштейне генератора и проушине генератора и
установить болт со втулкой в отверстия верхнего кронштейна генератора и проу-
шины генератора. Завернуть гайку болта генератора. Закрепить генератор болтом
с гайкой к нижнему кронштейну генератора. Завернуть болт фиксации втулки в
отверстии верхнего кронштейна генератора.

138

СЦЕПЛЕНИЕ

Сцепление (рис.81) - сухое, однодисковое, с диафрагменной нажимной

пружиной, состоит из двух основных частей: нажимной диск в сборе и ведомый
диск в сборе.

Рис.81. Сцепление:

1 – маховик; 2 – центрирующий болт крепления нажимного диска; 3 – ведомый диск;
4 – нажимной диск; 5 – диафрагменная нажимная пружина; 6 – картер сцепления; 7 – опорное
кольцо; 8 – кожух нажимного диска сцепления; 9 – пластинчатые пружины; 10 – усилитель кар-
тера сцепления

Для обеспечения точной соосности первичного вала коробки передач и

подшипника, установленного в отверстие маховика, картер сцепления 6 устанав-
ливается на два штифта, запрессованных в задний торец блока цилиндров.

Нажимной диск состоит из кожуха 8, диска 4, диафрагменной нажимной

пружины 5 и кольца 7, служащего опорой нажимной пружины. Диск с кожухом
соединен посредством пластинчатых пружин 9.

К маховику 1 кожух 8 нажимного диска сцепления прикреплен шестью спе-

циальными центрирующими болтами 2. Между нажимным диском 4 и маховиком
1 усилием диафрагменной пружины 5 нажимного диска зажат ведомый диск 3 с

139

фрикционными накладками. Шлицевой конец первичного вала коробки передач
входит в ступицу ведомого диска. Сцепление в данном положении находится во
включенном состоянии.

Выключение сцепления происходит тогда, когда при нажатии на педаль

сцепления выжимная муфта с подшипником нажимает на концы лепестков
нажимной пружины 5, в результате чего нажимной диск 4 благодаря усилию пла-
стинчатых пружин 9 отводится от ведомого диска 3, освобождая ведомый диск и
разъединяя коленчатый вал двигателя и первичный вал коробки передач.

Фрикционные накладки ведомого диска соединены с диском посредством

пружинных пластин, обеспечивающих осевую упругость диска, что необходимо
для плавного включения сцепления и уменьшения износа фрикционных накладок.
Крутящий момент от фрикционных накладок передается на ступицу ведомого
диска через пружины и фрикционы демпферного устройства, служащего для
уменьшения крутильных колебаний в трансмиссии и плавной передачи крутящего
момента.

Ведомый и нажимной диски подвергнуты статической балансировке.
Наружный диаметр фрикционных накладок равен 240 мм, внутренний - 160

мм, толщина накладок - 3,5 мм Размерность шлицев ступицы ведомого диска –
4×23×29 мм, число шлицев – 10.

Эксплуатация сцепления

Неправильная эксплуатация сцепления может привести к поломке де-

талей сцепления: соединительных пластин нажимного диска, к срыву, силь-
ному износу фрикционных накладок, перегреву и короблению ведомого дис-
ка, разрушению гасителя крутильных колебаний.

Долговечность и надежность работы сцепления в большей мере зависит от

правильного им пользования. Далее приведены основные правила правильного
пользования сцеплением:

1. Выключайте сцепление быстро, до упора педали в пол.

2. Включайте сцепление плавно, не допуская как броска сцепления, сопро-

вождающегося дерганьем автомобиля, так и замедленного включения с длитель-
ной пробуксовкой.

3. Не держите сцепление выключенным при включенной передаче и рабо-

тающем двигателе на стоящем автомобиле (на переезде, у светофора и т.п.). Обя-
зательно используйте в таких случаях нейтральную передачу в коробке передач и
полностью включенное сцепление.

4. Не держите ногу на педали сцепления при движении автомобиля.

5. Не используйте пробуксовку сцепления как способ удержания автомоби-

ля на подъеме.

6. Переключение через одну или две передачи вниз и включение сцепления,

когда скорость движения автомобиля выше предельно-допустимой для этой пере-
дачи, может привести к поломке ведущего диска сцепления.

Рассказать друзьям

Страницы