Система охлаждения двигателей автомобилей ЗАЗ-110206, ЗАЗ-1103, ЗАЗ-1105
Система охлаждения двигателей автомобилей ЗАЗ-110206, ЗАЗ-1103, ЗАЗ-1105
Система охлаждения двигателя заполняется специальной низкозамерзающей жидкостью ТОСОЛ А-40.
Уход за системой охлаждения заключается в периодической проверке уровня жидкости в расширительном бачке (рис. 26), который должен быть всегда вблизи риски3. Проверку производите только на холодном двигателе.
Если уровень жидкости находится ниже риски 4, добавьте в расширитель-ный бачок ту же жидкость. Если жидкость приходится часто доливать, проверить герметичность системы и устранить неисправность.
Рис. 26. Бачок расширительный:
1 – пробка с клапанами в сборе;
2 – бачок;
3 – риска максимального уровня жидкости; 4– риска минимального уровня жидкости.
При отсутствии жидкости ТОСОЛ А-40 в систему можно добавлять чистую воду(только в случае крайней необходимости).
Через каждые три года или каждые 60 000 км пробега(в зависимости от то-го, что наступит раньше) систему охлаждения промыть, а охлаждающую жид-кость заменить новой.
Внимание! На патрубках радиатора системы охлаждения двигателя при тем-пературе охлаждающей жидкости в ней40° С и выше, с целью исключения раз-рушения указанных патрубков недопустима подтяжка хомутов.
Электровентилятор. На радиаторе1 (рис. 27) установлен электрический вентилятор3, который включается в работу при помощи термовыключателя2. Включение электровентилятора происходит при температуре94,5±2,5°С.
Электровентилятор может включаться и работу при температуре 99°С, что не является признаком перегрева двигателя.
Рис. 27. Схема системы охлаждения двигателя:
1 – радиатор; 2– термовыключатель элетровентилятора охлаждения радиатора; 3– электровентилятор; 4– сливной кран радиатора; 5– датчик температуры охлаж-дающей жидкости; 6– водяной насос; 7– двигатель; 8– впускная труба; 9– пробка расширительного бачка; 10– расширительный бачок; 11– сливная пробка двигате-ля; 12– кран радиатора отопителя; 13– радиатор отопителя; 14– термостат;
А – путь жидкости при открытом термостате(двигатель горячий); В– путь жидкости при закрытом термостате(двигатель холодный).
Система зажигания двигателей МеМЗ-245, МеМЗ-2457, МсМЗ-3011
Катушка зажигания бел резистора. В процессе эксплуатации нужно обере-гать катушку от механических повреждений.
Датчик-распределитель бесконтактный с датчиком импульсов, центробеж-ным и вакуумным регуляторами опережения зажигания.
При обслуживании датчика-распределителя снимите крышку1 (рис. 28) и тщательно протрите ее внутри и снаружи сухой чистой салфеткой или салфет-кой, смоченной в бензине.
Осмотрите крышку и разносчик 3. При необходимости очистите высоко-вольтные контакты2 внутри крышки и разносчик. Проверьте нет ли заеданий контактного уголька.
Рис. 28. Датчик-распределитель:
1 – крышка; 2– контакт; 3– разносчик; 4– гайка.
Проверьте надежность присоединения проводов низкого и высокого напряжения, надежность посадки трубки вакуумного автомата на штуцере датчика и карбюратора.
Установку момента зажигания производите при совпадении метки на шкиве с меткой МЗ на кожухе плоскозубчатого ремня. При этом разносчик3 должен находиться против электрода крышки распределителя, идущего к свече зажига-ния первого цилиндра в конце такта сжатия.Дальнейшую проверку и установку зажигания выполняйте с помощью специального проверочного устройства(рис. 29). Отсоедините штекерную колодку от датчика-распределителя 2. Отдельными проводами(на рисунке показаны штриховой линией) соедините клемму"-" на клеммной колодке9 датчика-распределителя с"массой", а клемму"+" с клеммой Б катушки зажигания. К средней клемме присоедините проверочное устройство, состоящее из резистора7 (5 кОм) и светодиода8. Резистор подсоедините к клемме"+", светодиод– к средней клемме. Отпустите гайки4 (рис. 28) крепле-ния датчика-распределителя, включите зажигание и осторожно поверните кор-пус по часовой стрелке или против до момента вспышки светодиода. Остановите проворачивание точно в момент вспышки светодиода и затяните гайки4. Про-верьте присоединение проводов к свечам в порядке1 – 3 – 4 – 2, считая их про-тив часовой стрелки. Окончательную корректировку момента зажигания прове-дите на ходу с нагрузкой"водитель и пассажир".
Для исправной работы системы нужно тщательно следить за чистотой при-боров и проводов высокого напряжения, чтобы не было повреждений защитных резиновых колпачков на проводах и следов окисления в местах соединении.
Для надежного пуска двигателя в холодное время года рекомендуется заме-нять свечи зажигания новыми даже в том случае, если они еще вполне работо-способны. Их можно использовать в теплое время года.
Схема бесконтактной электронной системы зажигания показана на рис. 29.
Рис. 29. Схема бесконтактной системы зажигания двигателей МеМЗ-245, МеМЗ-2457, МеМЗ-3011:
1 – свеча зажигания; 2– датчик-распределитель; 3– катушка зажигания; 4- коммутатор; 5– аккумуляторная батарея; 6– замок зажигания(15/1 и30 - клеммы замка); 7– резистор; 8– светодиод; 9– клеммная колодка на датчике-распределителе.
Свечи зажигания. Во время эксплуатации проверяйте состояние свечей, очи-щайте их от нагара, проверяйте и регулируйте зазор В между электроламп(рис. 30). Зазор должен быть0,7…0,85 мм и проверять его следует круглым щупом.
После пробега 30 000 км рекомендуется заменить свечи новыми.
Для отсоединения проводов высокого напряжения от свечей зажигания не-
обходимо предварительно провернуть защитный колпачок свечи вокруг оси на 30...45° в каждую сторону.
Рис. 30. Проверка зазора между электродами свечи зажигания.
Таблица 6. Свечи, применяемые на автомобилях ЗАЗ-110206, ЗАЗ-1103, ЗАЗ-1105 и их модификациях
Обозначение |
Маркировка |
Тех. требования |
Изготовитель |
С11447-3707000 |
А17ДВ-10 |
ТУ 37.003.1245-85 |
АО "ЭЗАЗС", Россия |
С Н451-3707000-01 |
А17ДВР |
ТУ 37.003.1366-88 |
АО "ЭЗАЗС", Россия |
АДБ 3.240.000-03 |
А17ДВ-10 |
ТУЗ Украины |
НПП ДРК "Супер" |
6629765.019-94 |
|||
АДБ 3.240.000-07 |
А17ДВР |
ТУЗ Украины |
НПП ДРК "Супер" |
6629765.019-94 |
|||
НИПГ 680.134.012 |
А17ДВ-10 |
ОСТ 37.003.081-87 |
ПО "Электрокерамика" |
W7DC |
W7DC |
Фирма "Bosch" |
|
W7DP |
W7DP |
Фирма "Bosch" |
|
WR7DC |
WR7DC |
Фирма "Bosch" |
|
WR7DP |
WR7DP |
Фирма "Bosch" |
|
C43XLS |
C43XLS |
Фирма "AC Delco" |
|
C42XLS |
C42XLS |
Фирма "AC Delco" |
|
CR42XLS |
CR42XLS |
Фирма "AC Delco" |
|
N9Y |
N9Y |
Фирма "Champion" |
|
N9YCC |
N9YCC |
Фирма "Champion" |
|
RN9YC |
RN9YC |
Фирма "Champion" |
|
RN9YCC |
RN9YCC |
Фирма "Champion" |
|
FE65P |
FE65P |
Фирма "KLG" |
|
FE65CPR |
FE65CPR |
Фирма "KLG" |
|
L15YC |
L15YC |
Фирма "Brisk" |
|
LR15YC |
LR15YC |
Фирма "Brisk" |
|
FE65PS |
FE65PS |
Фирма "Jskza" |
|
FE85PS |
FE85PS |
Фирма "Jskza" |
|
FE65PRS |
FE65PRS |
Фирма "Jskza" |
Определение неисправностей в бесконтактной системе зажигания МеМЗ-245, 2457, 3011
Если двигатель не запускается, следует проверить исправность изделий, входящих в систему БСЗ.
Проверьте исправность датчика-распределителя2 (рис. 29), для чего отсо-едините клеммную колодку от колодки датчика-распределителя и присоедините к его клеммам провода, как при установке зажигания Если при вращении колен-чатого вала двигателя и при включенном зажигании светодиод не вспыхнет, это свидетельствует о неисправности датчика-распределителя.
Для проверки коммутатора отсоедините провод от клеммы К катушки зажи-гания и между проводом К и клеммой Б подсоедините лампочку. Если при вра-щении двигателя при включенном зажигании лампочка загорается и гаснет, то коммутатор исправен.
Проверить исправность катушки зажигания (КЗ) можно по величине сопро-тивления в первичной и вторичной обмоток:
- для КЗ 27.3705 оно составляет:
- первичная обмотка (0,45±0,04) Ом;
- вторичная обмотка (4,5±0,5) кОм.
- для КЗ 40.3705 оно составляет:
- первичная обмотка – (0,65±0,06) Ом;
- вторичная обмотка – (6,5±0,5) кОм.
Несоответствие сопротивления выше указанным величинам свидетельствует о неисправности КЗ и необходимости ее замены.
КЗ неисправна также в случае замыкания обмоток на "массу" или при внутри-
витковом замыкании Последний вид неисправности возможно определить только прибором – измерителем индуктивности на станциях технического обслуживания.
Внимание!
1. Проверку напряжения питания проводите только измерительными прибо-рами(вольтметром или автотестером).
2. Недопустимо отключение "массы" от аккумуляторной батареи при рабо-тающем двигателе, особенно на повышенных оборотах, т. к. это приводит к рез-кому увеличению напряжения в сети и возможному выходу из строя выпрямите-ля генератора, датчика-распределителя, коммутатора или коммутационного бло-ка, перегоранию ламп, если они были включены.
3. Нельзя отсоединять от коммутатора или коммутационного блока штеп-сельный разъем при включенном зажигании, так как при этом коммутатор или коммутационный блок будет поврежден.
Обслуживание системы зажигания двигателя МеМЗ-246 и МеМЗ-3071 с элек-
тронной системой управления необходимо производить на станциях технического
обслуживания с применением специальной диагностической аппаратуры.