ЗАЗ-965А (АБ). ПУСК ДВИГАТЕЛЯ
ЗАЗ-965А (АБ). ПУСК ДВИГАТЕЛЯ
Исправный двигатель пускается легко. Однако, в отдельных
случаях, особенно в холодную погоду, могут возникнуть трудности
|
из-за незнания приемов пуска двигате-
ля с воздушным охлаждением. Поэтому
необходимо строго выполнять указания
данной инструкции, нарушение которых
может привести к затруднениям при
запуске и увеличенному износу деталей
двигателя.
Необходимо помнить, что примене-
ние вязких летних масел (Дп-11 или
ДС-11) в холодное время года затруд-
няет пуск двигателя, приводит к раз-
рядке аккумуляторной батареи и уве-
личивает износ деталей при пуске.
В холодное время года применяйте
масла АС-8 или Дп-8.
Рис. 12. Планка тяги замка моторного отсека. |
Пользоваться воздушной заслонкой
карбюратора при пуске следует толь-
ко в случаях, рекомендуемых ниже,
так как при излишнем обогащении
смеси неиспарившийся бензин, попа-
дая на электроды и юбочки изоляторов свечей, намного ухудшает
искрообразование и затрудняет пуск двигателя.
Пуск теплого двигателя
Теплый двигатель, находящийся в исправном состоянии, при
применении надлежащего топлива, обычно пускается с первых же
оборотов.
Для этого выполните следующие операции:
1. Поставьте рычаг переключения передач в нейтральное по-
ложение.
2. Слегка нажмите на педаль управления дроссельной заслон-
кой и включите зажигание и стартер.
3. Как только двигатель запустился, отпустите ключ замка за-
жигания.
Продолжительность непрерывной работы стартера при запуске
не должна превышать 10 сек.
Если двигатель не запускается после двух-трех попыток, — пре-
кратите попытки к пуску до обнаружения и устранения неисправ-
ности.
Если теплый двигатель требует при пуске пользования воздуш-
ной заслонкой карбюратора, это указывает на засорение жиклеров
(в первую очередь системы холостого хода). Их необходимо
продуть.
Пуск холодного двигателя при умеренной температуре
(до +5°С)
После длительных стоянок автомобиля рекомендуется перед
пуском подкачать бензин в карбюратор ручным рычагом бен-
зинового насоса для возмещения потерь бензина вследствие
испарения.
После этого выполните следующее:
1. Поставьте рычаг переключения передач в нейтральное по-
ложение.
2. Выключите сцепление, чтобы стартер не проворачивал вместе
с коленчатым валом шестерен коробки передач, находящихся в за-
густевшем масле.
3. Слегка нажмите на педаль управления дроссельной заслон-
кой и включите зажигание и стартер.
Держать стартер включенным можно, не более 10 сек.
При повторных пусках интервалы между включениями стартера
должны быть не менее 1 мин; включать стартер можно только
после полной остановки двигателя.
4. Как только двигатель запустился, отпустите ключ включа-
теля зажигания и стартера.
5. Прогрейте двигатель на средних оборотах. Прогрев на боль-
ших оборотах приводит к значительному износу деталей.
Прогревать двигатель следует до тех пор, пока он не будет
устойчиво работать на малых оборотах холостого хода.
Пуск холодного двигателя при низких температурах
(от +5°С до -10°С)
При этих температурах необходимо пользоваться маслами АС-8
или Дп-8.
Порядок пуска следующий:
1. Подкачайте бензин рычагом ручной подкачки бензинового
насоса.
2. Выключите сцепление. При пуске двигателя пусковой рукоят-
кой поставьте между педалью и сиденьем распорку.
3. Нажмите 2—3 раза на педаль привода дроссельной заслонки.
4. Закройте полностью воздушную заслонку.
5. Не нажимая на педаль дроссельной заслонки, включите
зажигание и стартер.
6. Сразу после запуска, по мере прогрева двигателя, приоткры-
вайте воздушную заслонку и нажимайте на педаль дроссельной
заслонки, обеспечивая устойчивую работу двигателя.
Прогревать двигатель следует на умеренных оборотах до устой-
чивой его работы на малых оборотах холостого хода.
По мере прогрева двигателя следует постепенно педаль сцепле-
ния отпускать для проворачивания валов коробки передач в загу-
стевшем масле. Если сцепление включить сразу после пуска дви-
гателя, он может заглохнуть.
Для увеличения стартерной работоспособности аккумуляторной
батареи в зимнее время рекомендуется заносить ее в теплое поме-
щение, так как с понижением температуры электролита падает
действительная емкость аккумуляторной батареи.
Если двигатель не запустился с трех попыток, прекратите по-
пытки к пуску до обнаружения и устранения неисправности.
Обычно причинами затрудненного пуска двигателя являются:
1. Излишнее обогащение смеси.
2. Отсутствие подачи топлива в карбюратор.
3. Неудовлетворительное состояние контактов прерывателя или
нарушение величины зазора между ними.
4. Неисправность конденсатора.
5. Утечка тока высокого напряжения в крышке распределителя
вследствие ее загрязнения снаружи или внутри.
6. Неисправные или загрязненные свечи.
7. Неисправная электропроводка.
8. Применение топлива низкого качества.
9. Недостаточное число оборотов стартера из-за слабой зарядки
аккумуляторной батареи или неисправности самого стартера.
10. Неправильная регулировка клапанов.
Причинами переобогащения смеси могут быть: чрезмерное поль-
зование педалью привода дроссельной заслонки перед пуском дви-
гателя или во время провертывания его стартером, переливание
карбюратора из-за неисправности игольчатого клапана или по
плавка, слишком богатая регули-
ровка системы холостого хода и на-
качивание бензина во впускную тру-
бу ускорительным насосом карбю-
ратора при первых попытках за-
пуска.
Если почему-либо произошло пе-
реобогащение смеси, то устранение
его производите продувкой цилинд-
ров. Для этого плавно нажмите но-
гой до отказа на педаль привода
дроссельной заслонки карбюратора
и, не отпуская ее, включите стартер.
Прокрутите двигатель стартером
в течение 5—10 сек.
Повторите пуск, как указано
выше. Если таким образом продуть
цилиндры не удалось— выверните
свечи и прокрутите двигатель стар-
тером не более 10 сек при полностью
открытых дроссельной и воздушной
заслонках.
Вывернутые свечи очистите, про-
сушите и поставьте на место. Пуск
двигателя после этого производите
без подкачки топлива, педалью
дроссельной заслонки.
Рис. 13. Устройство для предпуско-
вого подогрева двигателя:
1 — отопитель; 2 — выходной патрубок
отопителя; -3 — гибкий металлорукав;
4 — впускной конец коллектора; 5 —
подогревающий коллектор; 6 — заслонка
отопителя; 7 — кнопка тяги заслонки.
А — положение кнопки при обогреве
кузова; Б — положение кнопки при про-
греве двигателя.
Пуск двигателя при температуре ниже — 10°С
При низкой температуре рекомендуемые для зимы масла также
густеют и двигатель необходимо подогревать. Подогрев двигателя
нужен для уменьшения вязкости масла и облегчения смесеобра-
зования при пуске.
Подогрев двигателя с помощью отопительной установки
1. Снимите крышки с патрубка отопителя и впускного конца
коллектора подогрева на двигателе.
2. Вставьте одним концом патрубок металлорукава в воздухо-
вод коллектора подогрева, а другим — в патрубок отопителя.
3. Закройте заслонку 6 отопителя (рис. 13), потянув кнопку 7
на себя до отказа, и поверните ее на 90°.
4. Включите отопитель в соответствии с правилами пользования.
5. Прогрейте двигатель в течение 20—30 мин, в зависимости от
температуры окружающего воздуха.
6. По истечении указанного времени, не выключая отопительной
установки и не включая зажигания, проверните коленчатый вал
пусковой рукояткой, сделав 4—5 оборотов. Если коленчатый вал
проворачивается легко и ощущается компрессия в цилиндрах дви-
гателя, приступите к пуску.
7. После предпускового подогрева пуск двигателя осуществля-
ется так же, как при температуре до +5°С.
8. Когда двигатель завелся, следует немедленно открыть заслонку отопителя, поставив кнопку 7 в положение «от себя»,
а затем снять металлорукав (имея в виду, что он горячий).
9. Закройте крышкой патрубок отопителя 2 и впускной конец
коллектора подогрева 4.
Примечания: 1. В целях ускорения подогрева двигателя рекомендуется
крышку моторного отсека держать закрытой.
2. Оставлять металлорукав на патрубках нельзя, иначе тепло из отопителя
будет отсасываться в двигатель.
3. При применении масел Дм-11 или ДС-11 предпусковой подогрев нужен
также при температуре 0°С.
Пуск двигателя буксировкой автомобиля
Пуск двигателя буксировкой автомобиля при застывшем масле
недопустим, так как это всегда приводит к авариям.
Пуск буксировкой можно применять только в исключительных
случаях для двигателя, коленчатый вал которого вращается легко, а в коробке передач залито масло, соответствующее сезону
эксплуатации.
Остановка двигателя
После прекращения движения с большой скоростью, особенно
в жаркое время года, следует дать двигателю поработать в течение
1—2 мин на малых оборотах, а затем выключить зажигание. Это
необходимо для постепенного его охлаждения. Длительная работа
двигателя на холостом ходу приводит к образованию копоти на
свечах и отказу в пуске, тогда как при работе двигателя с нагруз-
кой свечи очищаются. Поэтому не следует работать на холостом
ходу более 2 мин.